Урок 14

Химия 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 11 класс 
План 9 класс 
План 11 класс 
План 11 класс гимн. 
План 10 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
Уроки 

Методическая тема "Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии".

Бесплатные разработки уроков по химии, конспекты, планы, сценарии.

Бесплатные конспекты уроков по химии Бесплатные разработки уроков по химии Скачать бесплатно уроки химии

Методическая тема "Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии".

Выбор мною методической темы обусловлен в первую очередь основными целями химического образования:

  • - ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
  • - сформировать систему химических понятий в их взаимодействии друг с другом;
  • - ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;
  • - сформировать необходимые в повседневной жизни навыки безопасного обращения с веществами(чистыми и смесями);
  • - воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;
  • - развивать способности критически осмысливать полученную информацию.

Сформулированные цели не могут быть достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Кроме того, наряду с развитием индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы организации коллективной учебной деятельности.

На мой взгляд, достижению этих целей и решению задач способствует компетентностный подход к преподаванию предмета.

Компетенция в образовании - это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие - либо практические действия.

Целью моей методической работы является формирование у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования.

Для достижения основной цели методической работы можно использовать различные формы и методы. Но на сегодняшний день наиболее актуальным становится применение на уроках ИКТ.

Поэтому целью методической работы на 2007 - 2008 - 2009 - 2010 - 2011 уч. годы для меня стало применение ИКТ в различных формах на уроках химии и биологии.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • - знакомиться с периодической литературой, касающейся этого вопроса;
  • - начать формирование банка информации по предмету;
  • - совершенствовать собственные умения и навыки в овладении этими технологиями;
  • - продолжить формирование ключевых компетенций с помощью уже имеющихся наработок.

С точки зрения обязательного минимума содержания образования базовой является

Учебно-познавательная компетенция. Она формируется через получение и обобщение знаний об изучаемом объекте, развитие теоретического мышления при анализе полученной информации, создание элемента картины мира на основе полученного знания.

Я пытаюсь выстроить материал предмета так, чтобы учащиеся увидели определённую взаимосвязь и логическую последовательность тем, блоков, элементов знаний. Логика науки следует от глубинной сущности к поверхности явлений. Таким образом я стараюсь выстроить и курс химии.

Уже на первых уроках в 8 классе мы выстраиваем логическую цепочку, которой следуем на протяжении всех лет изучения предмета:

"Состав --- Строение --- Свойства --- Применение вещества".

Наука выстроила систему знаний, а моя задача - ввести ученика в эту систему. Но ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности. Деятельность ученика по усвоению химии можно разделить на материальную, материализованную и интеллектуальную.

Под материальной деятельностью понимается деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, то есть материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Эта деятельность является основой. Без неё познать предмет невозможно.

Материализованная деятельность - это деятельность с материальными моделями, знаковыми моделями (формулами), табличным, цифровым, графическим материалом и т. д. В химии - это деятельность с материальными моделями молекул, которые учащиеся на основе полученных знаний изготавливают из подручного материала (пластилина и т. д.) Это решение задач, сопоставление физических свойств, характеризующих изучаемые вещества.

Любая внешняя деятельность отражается в мозгу, то есть переходит в интеллектуальную деятельность, в ходе которой ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определённые взаимосвязи, проводит аналогии и т. д.

Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.

Все эти виды деятельности я попыталась представить на открытом уроке "Чистые вещества и смеси", который я дала в рамках недели предметов естественно-научного цикла в феврале 2009-2011 уч. года в 8 классе, 9 классе, 10 классе.

На этом же уроке, на мой взгляд, видно, как на уроках химии я стараюсь формировать коммуникативные компетенции через умение работать в группе, умение представить себя и свою группу устно и письменно, вести дискуссию, вступать в диалог, умение задать вопрос на понимание или уточнение информации. Можно попробовать провести урок в форме дискуссии.

Активизировать мыслительную деятельность я стараюсь, осуществляя контроль ЗУНов. Контрольные задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы учащийся не просто воспроизводил имеющиеся у него знания, а активизировал свою мыслительную деятельность, опираясь на уже полученные знания.

В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно - коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).

На уроках химии и биологии можно применять разнообразные формы работы с использованием ИТ.

1.Использование готовых программ по химии и биологии.

Я на настоящий момент нахожусь большей частью именно на этом этапе использования ИКТ. На своих уроках я активно использую материал Виртуальной школы Кирилла и Мефодия "Уроки химии", "Уроки биологии", Электронные уроки и тесты "Биология в школе", серию 1С:Репетитор по биологии и химии, "Открытая химия". Эти ресурсы соответствуют Государственным стандартам образования. Можно взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом можно изучать целые темы, но я чаще выбираю необходимые фрагменты из программы и комментирую их по ходу занятия. Фрагменты уместны и для демонстрации моделей атомов и молекул, особенно в этом смысле интересны анимационные трёхмерные модели, предложенные на готовых носителях. Можно продемонстрировать химические опыты, схемы сложных реакций и химических производств, применение чистых веществ и смесей.

В результате из-за высокой степени наглядности, заинтересованности учащихся в таком виде работы повышается интерес, происходит более осмысленное понимание химических процессов, развивается абстрактное мышление. Учащиеся видят реальный процесс организации и движения частиц, что важно для понимания именно химии как науки о веществах.

2. Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.

Результат такой деятельности - создание определённого банка информации по предмету и в этом процессе учащиеся являются первыми помощниками.

Результатом такой деятельности учащихся является повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления. У учащихся формируется наглядно-эвристический компонент мышления, происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность. Обеспечивается разнообразие форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений "ученик-учитель". Повышается информационная компетентность учащихся, формируются новые пути познания мира; расширяется кругозор учащихся; формируются исследовательские навыки.

3. Использование Интернет-ресурсов.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается, важное значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителя - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Использование Интернета на уроке делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. Многие разработки беру здесь - Уроки биологии и химии. Это подтверждается бинарным уроком на тему "Изотопы и их свойства" проведённым в 9 Б классе совместно с учителем информатики.

В дальнейшем я планирую продолжить работу именно в направлении самостоятельного получения знаний учащимися через увеличение доли лабораторной и практической деятельности учащихся с обязательным привлечением ИКТ.

Литература.

  1. Научно - методический журнал "Химия в школе"
  2. Настольная книга учителя химии. АСТ "Астрель", М. 2002 г.
  3. В.А. Трайнев. И. В. Трайнев. "Информационные коммуникационные педагогические технологии. М. 2005 г.
  4. Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии"

Методическая тема "Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии".

Бесплатные уроки, конспекты, планы, сценарии по химии .

Рабочая тетрадь по химии

Copyright(c) 2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 All rights reserved. Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы по химии, разработки открытых уроков, конспекты химии, сценарии по химиии для учителя химии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов