Урок 12

Химия 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 11 класс 
План 9 класс 
План 11 класс 
План 11 класс гимн. 
План 10 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
Уроки 

Конспект урока по химии по теме "Это удивительное вещество- вода"

Бесплатные разработки уроков по химии, конспекты, планы, сценарии.

Бесплатные конспекты уроков по химии Бесплатные разработки уроков по химии Скачать бесплатно уроки химии

Разработка конспекта урока по химии по теме "Это удивительное вещество- вода"

План открытого урока химии "Вода"

Введение к уроку химии.

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"- современная "надпредметная" педагогическая технология. Основным ее достоинством является открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере, позволяет решать следующие задачи:

  • -повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • -формирование навыков написания текстов различных жанров;
  • -развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • -формирование коммуникативных навыков ответственности за знания.

Основу технологии составляет дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла и представленная в указанной технологии в виде последовательности трех основных стадий- "вызов, реализация смысла, рефлексия".

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста и способов работы над ним.

Технология "РКМЧП" личностно ориентирована. Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются: доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижений успеха; акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями, эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Учитель, применяя названную технологию в обучении школьников, должен ориентироваться на формирование умений, необходимых человеку для непрерывного образования на протяжении жизни, а именно: умение отвергать ненужную информацию и умение рассматривать новое знание в контексте имеющегося. Из них первое связано с пониманием, осмыслением, сомнением, независимостью, оценкой, интерпретацией новой информации, второе предполагает активность, понимание, осмысление, сомнение, независимость, пытливость субъекта познания.

Тогда ясен результата реализации в учебном процессе технологии, направленной на достижение названных целей. Критическое мышление как способ взаимодействия человека с информацией - результата ее применения.

Данная технология включает в себя большое количество разнообразных стратегий (рафт, зигзаг, параллельные тексты и.т.д). Ниже приведенный урок разработан в стратегии "Зигзаг". Суть данной стратегии заключается в следующем:

-учащиеся формируют корпоративные группы, работающие по поставленной на уроке проблеме, в которых учащимся предлагается чтение разных текстов по одной проблеме (теме);

-затем формируются экспертные группы учащихся, которых объединят один текст;

-учащиеся обсуждают текст, задают друг другу вопросы по тексту, структурируют полученную информацию;

-возвращаются в свои группы и объясняют другим учащимся свой материал, представляя при этом схемы, составленные в результате работы экспертной группы;

-итогом работы корпоративной группы является составление и презентация кластера (структурно-логической схемы) по поставленной в начале урока проблеме.

Урок, конспект которого представлен ниже, проводился в вышеуказанной стратегии. Мне как учителю было интересно применить технологию "РКМЧП" на уроке химии, возникло желание оценить самостоятельную работу учащихся не как обычно при закреплении изученного материала, а при изучении нового. Следует отметить, что специфика предмета такова, что роль учителя как источника знаний редко когда уходит на второй план, а данном случае учащимся предоставляется возможность не только самостоятельно изучить новый материал, но и обобщить его и сделать выводы.

Конспект урока по химии по теме "Это удивительное вещество- вода"

Цели открытого урока химии:

  • образовательная: изучить физические свойства воды, нахождение в природе, роль воды в природе и жизнедеятельности живых организмов, способах опреснения, обеззараживания природной воды, способах очистки сточных вод, применение воды в быту и деятельности человека, показать взаимосвязь химической науки с другими науками (биологией, географией, физикой);
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и потреблению воды в быту;
  • развивающая: развивать навыки работы с текстом, работы в группе, умения выделять главное, обобщать материал, создавать структурно-логические схемы (кластеры), грамотно излагать свои мысли.

Ход открытого урока химии по теме: "Вода"

Учащиеся сидят за столами в группах по 6-8 человек.

Тема урока химии скрыта на доске и не объявлена учащимся.

1.Стадия вызова

Учитель зачитывает цитату: "У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать…"

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, о чем идет речь?

Учащиеся высказывают свое мнение, которое фиксируется на доске.

Учитель читает дальше, если учащиеся не догадались: "… Это самое главное вещество для жизни на земле…"

Ожидаемый ответ учащихся: Вода.

Учитель объявляет тему урока и задает учащимся следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает у вас слово вода?

Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются на доске.

2.Стадия реализации смысла

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать три различных текста по теме урока: текст № 1 § 7.1 ,текст № 2 §7.2 (2), текст № 3 дополнительный материал (Приложение 1).

Текст № 1: учащиеся должны найти основные природные источники воды (пресной и соленой), отметить расходование пресной воды.

Текст № 2: учащиеся выписывают из текста основные физические свойства воды, отмечают, что вода единственное вещество на земле, которое находится в природе в трех агрегатных состояниях.

Текст № 3: учащиеся находят сведение о значении воды для жизни на Земле и другие интересные им сведения.

В течение некоторого времени учащиеся знакомятся с предложенным материалом, затем пересаживаются за столы, создавая экспертные группы, в зависимости от номера прочитанного текста, обсуждают прочитанное и структурируют изученный материал.

Примерные схемы, составленные учащимися:

По тексту № 1 По тексту №2

Вода в природе Физические свойства воды

Пресная Соленая три агрег. эталон плохой

состояния проводник

Реки Озера Моря Океаны большая теплоемкость

Главный природный

ресурс

По тексту № 3

Вода

Необходима промышленность зкология

для жизни

Затем учащиеся возвращаются в свои группы, предоставляя другим учащимся, незнакомым с текстом обработанный и структурированный материал. Учащиеся обсуждают все тексты, составляют кластеры по теме урока, оперируя самостоятельно изученными понятиями.

Кластеры вывешиваются на доску, учащиеся презентуют кластеры и свое видение поставленной проблемы.

Примерная общая схема:

Экология Жизнь

Физ. свойства Вода Применение

В природе

3.Рефлексия

Данная стадия может быть проведена путем возвращения к ассоциациям учащихся, озвученным в начале урока, и выбора из них действительно правильных суждений, отвержения ошибочных (эти суждения стираются с доски, в результате на доске остаются только правильные гипотезы).

Либо можно предложить учащимся домашнее задание в различной форме, на данном уроке было предложено мини-сочинение по теме "Я-вода"(свойства воды).

Приведем выдержки из некоторых наиболее интересных работ.

"… Я - вода. Я - везде. Я-река, озеро, море, океан. Без меня не может быть жизни на Земле. Я обитаю в каждом человеке, во всех живых организмах. У меня нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, я - прозрачна. Я одно из веществ в природе, которое может быть в трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Практически все химические превращения на Земле происходят с моим участием. Я - второй по величине природный ресурс, используемый человеком…."

"… Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой окраски. Голубым цветом изображают воду, то есть меня. Я - удобная дорога. По рекам и океанам ходят корабли и лодки, Именно по этому издавна многие народы селились по берегам рек. Я оживляю пустыни, повышаю урожай. Я - важный помощник человека. Чистой воды на земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства…"

"Привет! Меня зовут вода. Я существую на Земле и помогаю всем живым существам. В человеке меня 65-75 %, если он потеряет хотя бы 10-12% влаги, то он может погибнуть.

Я имею самую большую теплоемкость. Я очень плохой проводник электричества, если я не содержу растворимые во мне соли. Значение моей электропроводности можно использовать, чтобы контролировать мою чистоту…"

Заключение.

Проведение урока в нестандартной манере с использованием новых технологий позволило свести до минимума доминирование учителя в классе, повысить активность учащихся в процессе обучения. По отзывам детей на уроке им было интересно самостоятельно изучать тему и открывать новые грани в ранее казалось бы известных вещах.

С помощью составленных на основе полученных знаний кластеров учащиеся смогли систематизировать полученную информацию, а также внести существенный вклад в пополнение у школьников естественнонаучной картины мира. Приобрели навыки работы в группе и другие коммуникативные умения; умение работать с текстами и систематизировать их; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; развивается речь и мышление учащихся.

В результате урока были подробно изучены физические свойства воды, нахождение воды в природе, методы очистки природных и сточных вод. Мне как учителю было немного странно выступать в качестве направляющего, а не в качестве ведущего за собой в процессе получения знаний. Стоит заметить, что такие уроки позволяют проявить себя каждому учащемуся в меру своих способностей и знаний, отсутствует негатив при получении знаний, неудовлетворительные оценки, которые зачастую отбивают желание в дальнейшем обучении. Учащиеся, как правило, активны и не опасаются высказывать свои суждения, даже если они немного ошибочны. Результатом такой работы является формирование у каждого учащегося своего собственного мнения по изучаемой на уроке теме.

Литература:

  1. Технологии открытого образования, сборник научно -методических статей, М.,2002
  2. Химия -8, Гузей Л.С., Суровцева Р.П.,учебник, М., "Дрофа", 2003
  3. Энциклопедия для детей "Химия", "Аванта +", М., 2000

Приложение

"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходимо для жизни: ты сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца."- эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.

Вода составляет большую часть массы живых организмов. Так в теле человека на долю воды приходится 2\3 массы, а в медузе ее содержание превышает 99 %. Для большинства организмов потеря 1\20 части воды оказывается смертельным.

Десятки видов молекул растворенных в природной воде, превращают ее в чудо природы, в колыбель жизни и связующее звено между неорганической материей и живым веществом.

Вода- это самое главное вещество для жизни на земле. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем. Во всяком организме вода представляет собой среду, в которой протекают химические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Практически все биохимические реакции в каждой живой клетке - это реакции в водных растворах. Также с водой удаляются из нашего организма ядовитые шлаки; вода, выделяемая потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует температуру нашего тела.

Если налить в стакан холодную воду из-под крана и поставить в теплое место, на стенках появятся пузырьки газа. Газы были растворены в холодной воде и выделились при нагревании. Это кислород, азот, углекислый газ. Кислород необходим всем организмам для дыхания, а углекислый газ - растениям для фотосинтеза. Кроме того, кислород обеспечивает разложение органических остатков. Когда же в воде его мало, органические остатки окисляются не полностью. Образующиеся соединения придают воде специфический запах тины.

Прежде чем природная вода станет пригодной для питья, она подвергается осветлению и обеззараживанию. Для этого воду хлорируют (насыщают хлором до концентрации 1-2 мг\л) или озонируют (обрабатывают озоном). Озонированная вода менее вредна для человека, чем хлорированная, однако озонирование намного дороже.

За день человек выпивает от силы 2 литра жидкости. Основная же часть водопроводной воды расходуется на хозяйственные нужды. При естественной биологической очистке сточные воды выливаются на поля орошения. Очищенную воду собирают в прудах- накопителях и после отстаивания сбрасывают в водоемы.

Открытый урок по химии по теме: "Вода". Конспект урока "Природный газ".

Разработка конспекта урока по химии по теме "Это удивительное вещество- вода"

Конспект урока по химии по теме "Это удивительное вещество- вода"

Бесплатные уроки, конспекты, планы, сценарии по химии .

Презентации по химии

Copyright(c) 2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 All rights reserved. Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы по химии, разработки открытых уроков, конспекты химии, сценарии по химиии для учителя химии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов