Урок 5

Химия 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 11 класс 
План 9 класс 
План 11 класс 
План 11 класс гимн. 
План 10 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
Уроки 

Разработка урока химии в 7 классе по теме: "Чистые вещества и смеси"

Бесплатные разработки уроков по химии, конспекты, планы, сценарии.

Бесплатные конспекты уроков по химии Бесплатные разработки уроков по химии Скачать бесплатно уроки химии

Разработка урока химии по теме: "Чистые вещества и смеси" для 7 класса

Вводный курс 7 класс.

Тема открытого урока химии: "Чистые вещества и смеси"

Цели открытого урока на тему: "Чистые вещества и смеси":

  • 1. Образовательная цель урока химии: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
  • 2. Развивающая цель урока химии: Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
  • 3. Воспитательная цель урока химии: Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование для открытого урока химии:

Лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей согласно комплекту "Типы смесей".

Мультимедийный проектор.

Ход открытого урока:

Организационный момент. Проверка знаний, умений и навыков:

  • 1. Ученик у доски отвечает на вопрос: Что называется массовой долей элемента в сложном веществе? Как рассчитывается эта величина?
  • 2. Трое учеников работают по карточкам, решают задачи: Рассчитайте массовые доли элементов в веществах: а) углекислом газе СО2; б) сульфиде кальция СаS; в) натриевой селитре NaNO3; г) оксиде алюминия Al2O3.
  • В каком из азотных удобрений массовая доля питательного элемента азота наибольшая: а) хлориде аммония NH4CI; б) сульфате аммония (NH4)2SO4; в) мочевине (NH2)2CO?
  • В минерале пирите на 7 г железа приходится 8г серы. Вычислите массовые доли каждого элемента в этом веществе и определите его формулу.

3. Двое учеников у доски выполняют задание:

  • 1. Массовая доля азота в одном из его оксидов равна 30,43%, а массовая для кислорода - 69,57%. Определите формулу оксида.
  • 2. В средние века из золы выделяли вещество, которое называли поташ и использовали для варки мыла. Массовые доли элементов в этом веществе составляют: калий - 56,6%, углерод - 8,7%, кислород - 34,7%. Определите формулу поташа.

Объяснение нового материала:

I. Понятие о чистом веществе и смеси.

Вопросы к классу:

"Что такое вещество?". "Какими признаками характеризуется вещество?".

Определение чистого вещества формулируют учащиеся:

"Чистым веществом считают такое вещество, свойства которого (плотность, твердость, температуры плавления и кипения, электропроводимость и др.) с достаточной точностью неизменны независимо от способа его получения. Таким образом, резюмирует учитель, чистым считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства. В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.

Формирование понятия смеси:

(рассказ учителя)

Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов - мрамор (слайд 2). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор - материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна - это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.

Вопрос классу:

А теперь давайте подумаем: почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?

Ответ учащихся:

Потому что помимо карбоната кальция в его состав входят примеси, придающие окраску, которые содержатся в любых соотношениях.

(рассказ учителя)

Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси - сочетание двух или более веществ. Воздух - это смесь различных газов; нефть - природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы - это тоже твердые смеси различных веществ.

Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц других веществ. Иногда эти частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Если смешать речной песок с сахарным, вы без труда различите отдельные кристаллики друг от друга, особенно если будете пользоваться для этой цели увеличительным стеклом. К подобным смесям можно отнести, например, стиральный порошок, кулинарные смеси для выпечки блинов или тортов, строительные смеси.

Обращение к классу:

Приведите собственные примеры из жизни?

(продолжение рассказа)

Порой частички компонентов в смесях более мелкие, неразличимы глазом. Например, в состав муки входят крупицы крахмала и белка, которые невозможно различить невооруженным глазом. Молоко - это тоже водная смесь, в которой содержатся маленькие капельки жира, белок, лактоза и другие вещества. Увидеть капельки жира в молоке можно, если рассмотреть каплю молока под микроскопом.

Агрегатное состояние вещества в смеси может быть различным. Зубная паста, например, это смесь твердых и жидких составляющих (слайд 3).

II. Классификация смесей

Запомните определение (слайд 4)

Есть смеси, при образовании которых вещества настолько "проникают друг в друга", что разбиваются на мельчайшие частицы, не различимые даже под микроскопом. Как бы вы ни всматривались в воздух, различить составляющие его газы вам не удается. Также бесполезно искать "неоднородность" в растворах уксусной кислоты или поваренной соли в воде.

Запомните определение (слайд 5).

Однородные смеси по агрегатному состоянию делятся на газообразные, жидкие и твердые.

Смесь любых газов всегда гомогенна. Например, чистый воздух - это гомогенная смесь азота, кислорода, углекислого и благородных газов, водяных паров. А вот пыльный воздух - это уже гетерогенная смесь тех же газов, только содержащая еще и частицы пыли. Вам наверняка доводилось не раз видеть, как ранним утром через неплотно задернутые шторы в комнату пробиваются солнечные лучи. Пути их нередко бывают отмечены светящимися дорожками: это взвешенные в воздухе частички пыли рассеивают солнечный свет (слайд 6). Смог над городом или над промышленным предприятием - это тоже гетерогенная смесь: воздух, в котором содержатся не только частицы пыли, но также частицы сажи, капельки различных жидкостей и др. (слайд 7).

Природный газ, попутный нефтяной газ также представляют собой природные смеси газообразных веществ, основным компонентом которых является метан CH4. Тот же метан поступает в наши квартиры по паутине трубопроводов и горит на кухне веселым голубым пламенем. Но бытовой газ - это тоже смесь. В их состав специально вводят резко пахнущие вещества, чтобы можно было по запаху почувствовать малейшую утечку газа. Для чего это необходимо? Дело в том, что воздух (необходимый для дыхания всего живого), природный газ (незаменимое топливо и сырье для химической промышленности) - это великое благо человечества, но их смеси превращаются в грозную разрушительную силу из-за чрезвычайной взрывоопасности. Из средств массовой информации вы, безусловно, знаете о трагедиях, связанных со взрывами метана в угольных шахтах, взрывами бытового газа в результате преступной халатности или пренебрежения элементарными нормами безопасности. Почувствовав запах газа в квартире или в подъезде своего дома, вы должны (слайд8,9) немедленно перекрыть (если это возможно) краны и вентили, проветрить помещение, по телефону 04 вызвать специализированную аварийную службу.

К жидким природным смесям относятся нефть. В ее состав входят сотни различных компонентов, главным образом соединения углерода. Нефть называют "кровью Земли", "черным золотом", и вам хорошо известно, какую значительную роль в экономике нашего государства и многих других стран играет добыча, переработка и экспорт нефти и нефтепродуктов.

Безусловно, самой распространенной жидкой смесью, а точнее раствором, является вода морей и океанов (слайд 10).

Вопрос к классу:

Какие жидкие смеси сопровождают нас в повседневной жизни? (слайд11)

Ответ учащихся:

Шампуни, напитки, микстуры, препараты бытовой химии.

Широко распространены и твердые смеси. Как мы уже говорили, горные породы представляют собой смесь нескольких веществ.

(Демонстрация школьной коллекции "Горные породы и минералы")

Вопрос к классу:

Скажите, одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем?

Ответ учащихся:

Конечно, нет. В нем становится меньше кислорода, зато больше углекислого газа.

Закрепление нового материала

Вопросы к классу:

Приведите пример логической цепочки "физическое тело" - "материал" - "вещество".

Ответ учащихся:

Мраморная статуя - материал мрамор - вещество карбонат кальция.

  • 1. Что такое чистое вещество.
  • 2. Какие смеси называются гетерогенными, гомогенными.
  • 3. Приведите примеры газообразных, жидких и твердых смесей.

Задание на дом

§12 или творческое задание: Исследовать косметические средства, личной гигиены, лекарственные средства, бытовой химии, которые есть у вас дома, и распределить их по типам, изученным на уроке. Представить материал в виде проекта.

Литература

1.Химия. Водный курс 7 класс О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова, А.К Ахлебинин, Дрофа Москва 2006

2.Настольная книга учителя. Химия 8 класс, О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова, М. Дрофа, 2002

3.Химия 8 класс. О.С. Габриелян, Дрофа Москва 2006

4.Химия 8 класс. Карточки заданий к учебнику Габриелян О.С., "Лицей", 2004

5.Дидактический материал по химии 8-9 класс, М.Просвещение, 2004

6. Энциклопедия для детей. Химия Издательский центр "Аванта +" 2000

7. Поурочный план по химии. Брошюра "Чистые вещества и смеси"

Разработка урока химии по теме: "Чистые вещества и смеси" для 7 класса

Разработка урока химии в 7 классе по теме: "Чистые вещества и смеси"

Бесплатные уроки, конспекты, планы, сценарии по химии .

Скачать поурочные разработки по химии

Copyright(c) 2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 All rights reserved. Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы по химии, разработки открытых уроков, конспекты химии, сценарии по химиии для учителя химии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов