Урок 4

 

 

Химия 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 11 класс 
План 9 класс 
План 11 класс 
План 11 класс гимн. 
План 10 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
План 8 класс 
План 11 класс 
Уроки 

 Разработка открытого урока по химии для 10 класса по теме: "Многоатомные спирты"

Бесплатные разработки уроков по химии, конспекты, планы, сценарии.

 Бесплатные конспекты уроков по химии Бесплатные разработки уроков по химии Скачать бесплатно уроки химии

 Открытый урок по химии по теме: "Многоатомные спирты" в 10 классе

План конспект открытого урока по химии.

Тема открытого урока химии: Многоатомные спирты. 10 класс

(профильный уровень)

Цели открытого урока по химии по теме: "Многоатомные спирты": сформировать представления учащихся о многоатомных спиртах; познакомить с особенностями свойств многоатомных и одноатомных спиртов; под черкнуть связь количественных изменений с качественными; закрепить знания общих свойств и способов получения спиртов.

Оборудование для проведения открытого урока по химии: глицерин, вода, раствор CuSO4, раствор NaOH, фенолфталеин, жевательная резинка «Дирол», штатив с пробирками, пипетки, интерактивная презентация по химии 10 класс на тему: "Многоатомные спирты".

Ход открытого урока химии.

I. Организационный момент. Актуализация  знаний учащихся.

Учитель химии: Итак, ребята, мы начали изучать кислородсодержащие органические соединения. И первый класс, с которым вы познакомились – это класс спирты.

- Какие вещества относятся к спиртам?

- По каким признакам и как классифицируют спирты?

- Какие спирты вы уже изучили?

II. Изучение нового материала на уроке химии.

Учитель химии: Сегодня на уроке мы познакомимся с многоатомными спиртами, с их представителями, с особенностями их химических свойств, узнаем, где применяют многоатомные спирты.

1. Классификация многоатомных спиртов.

Слайд презентация:

Слайд презентация по химии:

 

тема урока

«Многоатомные спирты»

• Многоатомными называются спирты содержащие две или несколько гидроксильных групп.

Различают

Слайд презентации по химии:

Многоатомные спирты

двухатомные трехатомные многоатомные

диолы триолы полиолы

(гликоли) (глицерины)

 

(слайд презентации по химии сопровождается комментарием учителя о классификации спиртов и названии групп спиртов)

Слайд:

СН2 – СН2 СН2 – СН – СН2

? ? ? ? ?

ОН ОН ОН ОН ОН

- К каким группам относятся эти спирты?

(ответы уч-ся )

2. Номенклатура многоатомных спиртов.

Учитель химии: В корень названия ставится «имя» предельного углеводорода –

алкана с таким же числом атомов углерода, что и в спирте. Презентация по химии.

Слайд:

Этан Пропан

Приставкой –ди, -три, и т.д. указывают число гидроксильных групп.

( по ходу рассказа учителя на слайде появляются соответствующие приставки, суффиксы, числа. )

Слайд:

Этанди Пропантри

Указывают суффикс – «визитную карточку» спиртов – ол.

Слайд презентации:

Этандиол Пропантриол

Через черточку показывают положение гидроксильных групп.

Слайд презентации:

Этандиол – 1,2 Пропантриол – 1,2,3

3. Гомологические ряды многоатомных спиртов.

- А как вы считаете, будут ли эти вещества являться гомологами?

- Почему?

(Обсуждение вопросов. Формулировка вывода о том, что каждый из них начинает свой гомологический ряд.)

- Давайте попробуем составить формулы гомологов этиленгликоля и глицерина и дать им названия.

( Работа учащихся по составлению формул и названию веществ. Результат – на доске. )

СН2 – СН – СН3 СН2 – СН – СН - СН3

? ? ? ? ?

ОН ОН ОН ОН ОН

Пропандиол-1,2 Бутантриол-1,2,3

4. Физические свойства многоатомных спиртов.

Учитель: Мы уже многое сказали о многоатомных спиртах. И пришло время познакомиться с ними «лично».

У каждого на столе есть пузырек с глицерином. Рассмотрите это вещество и опишите его физические свойства по плану на слайде.

Слайд:

· агрегатное состояние

· подвижность

· прозрачность

· цвет

· наличие запаха

· растворимость

(Обсуждение физических свойств до растворимости)

Лабораторный опыт «Растворимость глицерина», вывод о его хорошей растворимости.

- В чем причина вязкости и хорошей растворимости многоатомных спиртов?

5. Химические свойства многоатомных спиртов.

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что основное отличие многоатомных спиртов от одноатомных в числе –ОН групп.

- Как высчитаете, отразится ли эта их особенность на химических свойствах?

- Каким образом?

- А как наличие большего числа –ОН групп повлияет на кислотные свойства?

Давайте подтвердим предположение, проделав опыт.

Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом натрия».

- Что наблюдаете?

- Какой характер свойств глицерина доказывает эта реакция?

- Запишите уравнение проведенной реакции, если были замещены все три атома водорода в гидроксильных группах.

(Ученик записывает уравнение реакции.)

СН2 – СН – СН2 СН2 – СН – СН2

? ? ? + 3 NaOH ? ? ? + 3H2O

ОН ОН ОН ОNa ОNa ОNa

Глицерат натрия

- А возможна ли реакция со щелочными металлами как у одноатомных спиртов? Запишите уравнение реакции. (Сильный ученик записывает уравнение)

СН2 – СН – СН2 СН2 – СН – СН2

2 ? ? ? + 6 Na 2 ? ? ? + 3H2

ОН ОН ОН ОNa ОNa ОNa

Глицерат натрия

Учитель: Теперь давайте вспомним, какие еще химические свойства одноатомных спиртов вам известны?

(Ответы учащихся)

С галогеноводородами.

- Как эта реакция будет идти у многоатомных спиртов (уравнение реакции многоатомные спирты)?

( учащиеся записывают уравнения реакций в тетради, один ученик – на доске )

СН2 – СН2 СН2 – СН2

??+ 2 НСl ? ? + 2 Н2О

ОН ОН OCl OCl

С кислотами органическими и неорганическими.

- Как называется реакция взаимодействия спиртов с кислотами?

-Составьте уравнение реакции глицерина с органической и неорганической кислотой. О

9 кл

СН2 – ОН СН2 – О – С – СН3

?‌‌ О ? О

?? ??

СН – ОН +3 СН3 С - ОН СН – О – С – СН3 + 3 Н2О

?‌‌ ? О

??

СН2 – ОН СН2 – О – С – СН3

Глицерилтриацетат

СН2 – ОН СН2 – О – NO2

?‌‌ H2SO4 ?‌‌

СН – ОН + 3 НNO3 СН – О – NO2 + 3 Н2О

?‌‌ ?‌‌

СН2 – ОН СН2 – О – NO2

тринитроглицерин

или

нитроглицерин

Учитель: Это вещество вам известно. Где оно применяется?

(Ответы учащихся)

Учитель химии: Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил работы своего учителя и в 1867 году запатентовал способ производства динамита. Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира.

- Какие ещё свойства одноатомных спиртов вы помните?

(Ученики называют реакции. Учитель записывает уравнения реакции, применимо к многоатомным спиртам, на доске.)

 

Дегидратация.

→ линейно: 2 СН2 – СН2 н+

? ? НО - СН2 – СН2 – О - СН2 – СН2 - ОН

ОН ОН - Н2О

→с образованием цикла: О

СН2 – СН2 н+ СН2 СН2

2 ? ? ? ? + 2 Н2О

ОН ОН - Н2О СН2 СН2

О

Окисление многоатомных спиртов

/ОН

СН2 – СН2 [о] СН2 - ОН [о] С=О [о] С=О [о] С=О [о] ? ? ? ? ? ? →СО2+Н2О

ОН ОН С=О С=О С=О С=О

\ОН \ОН

гликолевый глиоксаль глиоксалевая щавелевая

альдегид кислота кислота

Учитель химии в школе: Итак, давайте сделаем вывод о сходстве химических свойств одно- и многоатомных спиртов.

(учащиеся формулируют вывод)

Учитель химии в школе: Но есть и отличия. Не зря у них большее число – ОН групп.

Дело в том, что большее число – ОН групп приводит к большей поляризации связи О – Н , что обуславливает большую подвижность и способность к замещению гидроксильных атомов водорода по сравнению с одноатомными спиртами.

Поэтому, многоатомные спирты способны взаимодействовать с гидроксидами не только щелочных, но и тяжелых металлов, например с Cu(OH)2.

Давайте убедимся в этом.

Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора глицерина с гидроксидом меди (II)». Качественная реакция на многоатомные спирты.

(обсуждение результатов опыта, запись уравнения реакции в тетрадь со слайда)

Слайд

СН2 – ОН ОН СН2 – О

?‌‌ Cu ?‌‌ Cu

СН – ОН + ОН → СН – О + 2 Н2О

?‌‌ ?‌‌

СН2 – ОН СН2 – ОН

Учитель: По этой реакции глицерин и другие многоатомные спирты можно отличить от одноатомных спиртов, т.е. это качественная реакция на многоатомные спирты.

В рекламе жевательной резинки на телевидении утверждают, что в «Дироле» содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте убедимся в этом, проделав качественную реакцию на многоатомные спирты.

Лабораторный опыт на открытом уроке по химии «Обнаружение многоатомного спирта в жевательной резинке».

(обсуждение результатов опыта, формулировка вывода о наличии в жевательной резинке многоатомного спирта)

III. Рефлексия и подведение итогов.

Учитель: Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

- С какими веществами вы познакомились?

- Что их отличает от алканолов?

- Как количественные изменения – увеличение числа гидроксильных групп – отразились на качестве, т.е. на химических свойствах многоатомных спиртов?

( Оценивание ответов учеников и работы на уроке, выставление отметок. )

IV. Домашнее задание по химии.

§ 18, упр. 1,4

Одному ученику подготовить сообщение о назначении ксилита в пищевой промышленности и о его действии на организм человека.

Разработка урока по химии по теме: "Многоатомные спирты". План конспект урока по химии. Открытый урок по химии "Глицерин" 10 кл.

 Открытый урок по химии по теме: "Многоатомные спирты" в 10 классе

Разработка открытого урока по химии для 10 класса по теме: "Многоатомные спирты"

Бесплатные уроки, конспекты, планы, сценарии по химии .

 Методические разработки по химии

 

Copyright(c) 2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 All rights reserved. Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы по химии, разработки открытых уроков, конспекты химии, сценарии по химиии для учителя химии в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов